Формационный подход к развитию общества.
Основоположником формационного подхода является Карл Маркс, а основным понятием -общественно-экономической формация, под которой понимают исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материального блага. В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройку.
Базис (или производственное отношение) - это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Самое главное значение имеют отношение собственности на средства производства.
Надстройка - это совокупность политических, культурных, идеологических, религиозных и т.д. отношений, не входящих в базис.
Производственное отношение в совокупности с производительными силами составляют определенный способ производства материальных благ, который часто понимают как отношение формации.
- Люди (как производители материальных благ).
- Производства
ПО (базис) + ПС = СП (формация)
Всего Маркс выделяет 5 формаций:
- Первобытно-общинная
- Рабовладельческая
- Феодальная
- Капиталистичекая
- Коммунистическая
ПО статичны и не меняются веками.
ПС постоянно развиваются и меняются.
Поэтому на определенном этапе между ними возникает конфликт, который приводит к разрушению устаревшего производственного отношения и переходу к новому способу производства и соответственно к новой общественно-экономической формации.
Основные положения формационного подхода:
- Представление об истории, как о закономерном всеобще-историческом прогрессивно-поступательном процессе.
- Понятие об экономических факторах, как базисных для других общественных отношений.
- Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам.
- Неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
Цивилизационный подход к развитию общества.
Цивилизация = культура (здесь).
Сторонники этой группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций.
Цивилизация - это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающихся общностью духовно-нравственных ценностей, культурных традиций, социо-политического развития, образа жизни, типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.
Одни цивилизации совпадают с границами государств, другие охватывают несколько стран.
С течением времени цивилизации меняются, но их ядро, благодаря которму одна цивилизация отличается от другой сохраняется.
Создатели этого подхода утверждают, что единой общечеловеческой истории не существует, а есть история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.
Разные ученые выделяют разное количество цивилизаций.
Например, Николай Яковлевич Данилевский выделяет 13 видов цивилизаций:
Разные ученые выделяют разное количество цивилизаций.
Например, Николай Яковлевич Данилевский выделяет 13 видов цивилизаций:
- Египетская
- Китайская
- Ассиро-Вавилонская
- Индийская
- Иранская
- Синидская (еврейская)
- Аравийская
- Греческая
- Римская
- Европейская (Романо-Германская)
- Перуанская
- Славянская
- Американская
Все цивилизации делятся на восточные (1-7) и западные(8-13).
Восточные характеризуются сильной зависимостью индивида от природы, географической среды, тесной связью с социальной группой, низкой социальной мобильностью и регуляцией общественных отношений при помощи традиций и обычаев.
Западные цивилизации характеризуются стремление подчинить себе природу, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим режимом и правовым устройством.
Восточные характеризуются сильной зависимостью индивида от природы, географической среды, тесной связью с социальной группой, низкой социальной мобильностью и регуляцией общественных отношений при помощи традиций и обычаев.
Западные цивилизации характеризуются стремление подчинить себе природу, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим режимом и правовым устройством.
Комментариев нет:
Отправить комментарий