среда, 14 октября 2015 г.

Общество и природа. Социальный институт. Прогресс общества. Типы общества.

Общество и природа.

Общество формируется в определенной природной среде, особенности которой определяют специфику общества (особенности бытовой культуры, преобладающие виды занятий, мировоззрение и т.д.).
Природа - это весь окружающий человека материальный мир, который выступает естественным условием существования человека и общества.
Природа - это, прежде всего, биосфера, то есть мир жизни, в который входят растения(флора), животные(фауна) и сам человек, как уникальное живое существо. 
Но человек - этот единственное животное, которое практически не может жить в дикой природе, поэтому люди воздействуют на природу с целью оптимизации условий жизни и создают "вторую природу" или искусственную культурную среду. Этот новый не природный слой, возникший в биосфере, называется ноосферой, которая насыщена результатами деятельности человека (артефактами), и существует не по биологическим, а по социальным законам.
Воздействие на человека на природу имеет двойственные последствия. С одной стороны, оно улучшает условия жизни, а с другой, может нарушить баланс, существующий в природе.
Экология - наука, которая изучает взаимодействие общества и природы.

Значение природы для человека и общества.

  1. Природа - рождающее начало всего живого, в том числе и человека.
  2. Природы - источник всех потребительских благ.
  3. Природа является средой релаксации и источником творческого вдохновения человека.

Социальный институт.

Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, обеспечивающих общественное воспроизводство и регулирующих различные сферы человеческой деятельности.
Основополагающей причиной возникновения социального института являются социальные потребности. Социальные потребности, в отличии от индивидуальных потребностей, характеризуются массовостью проявления и устойчивостью во времени и пространстве.

Социальные потребности
Социальные институты
Воспроизводство
Семья, брак
Средства существования
Институт экономики (рынок, торговля)
Безопасность и упорядоченность
Институт государства
Передача опыта
Институт образования
Понимание смысла жизни
Институт религии
Функции социального института: 
  1. Удовлетворение конкретных социальных потребностей.
  2. Закрепление и воспроизводство общественных отношений.
  3. Регулятивная функция.
  4. Интегративная (объединяющая) функция отвечает за слаженность, согласованность человеческих взаимодействий.
  5. Функция трансляции (передачи) социального опыта. 
  6. Коммуникативная функция отвечает за распространение информации как внутри социального института, так и между ними. (СМИ)

Прогресс общества.

Прогресс - это такое направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, от неорганизованного к организованному и т.д.
Противоположное по отношению к прогрессу понятие - регресс - это такое направление развития, для которого характерны переход от  высшего к низшему, от сложного к простому, процессы деградации, понижение уровня организации и утрата способности к выполнению тех или иных функций.
Регресс всегда имеет пространственные и временные ограничения., человество в целом никогда не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться. 
Представление об истории человека как о прогрессивном процессе возникло в Древности, но окончательно сформировалось только трудах французских просветителей (например, Хана-Антуана Кондоре). Среди ученых не было единого мнения по поводу того, что именно считать критериями прогресса.
Например, просветители считали таким критерием развитие разума, К. Маркс - уровень материального производства, Г. Гегель - правовое устройство, социалисты-утописты - нравственность. 
Единый критерий прогресса назвать трудно, так как это многолинейный процесс, который идет по многим направлениям человеческой деятельности и разнонаправленные явления.
С точи зрения современного обществознания критерие прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, для максимального развития его потенциальных способностей.
Формы прогресса (пути развития общества):
  1. Постепенный, эволюционный, реформенный путь.
    Реформа - постепенное изменение какой-либо одной сферы общественной жизни, не меняющее существующий социальный строй (власть остается в руках прежнего правящего класса). Реформы проводятся "сверху" и бывают:
    социальными (связаны с людьми), политическими (изменение в политико-правовой сфере), экономическими (изменение хозяйственного механизма).
  2. Скачкообразный, революционный путь.
    Революция - полное или комплексное изменение большинства или всех сторон общественной жизни, меняющее существующий социальный строй. Революции протекают снизу и бывают кратковременными (февральская, октябрьская, французская революции) и долговременными (промышленная, неолитическая революции).

Типы общества.

Различают три типа общества: 
1. Традиционное (доиндустриальное) общество. Уклады этого типа общества характеризуются высокой структурной устойчивостью и основаны на традиционном способе социокультурной регуляции. 
Признаки традиционного общества: 
  • определяющим фактором развития (за счёт чего общество живет) является сельское хозяйство. 
  • Низкие темпы развития, которые позволяют удовлетворять только бытовые потребности.
  • Невосприимчивость к нововведениям.
  • Полное поглощение личности коллективом.
  • Основной способ принятия решений - метод проб и ошибок.
  • Неразделенность собственности и власти, отсутствие гарантий частной собственности.
  • Регулирование традициями. 
Переход от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией, которая осуществляется путем комплексных реформ, растянутых во времени.
То есть модернизация - это изменения, которые делают общество соответсвующим современным требованиям.
Модернизация бывает двух видов:
  • Органическая модернизация(начинается с культуры, с изменения общественного сознания). Является результатом собственного развития общества.
  • Неорганическая модернизация (начинается не с культуры, а с экономики и политики и представляет собой способ "догоняющего развития", к которому прибегает правительство с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых государств).Например, сталинская индустриализация 30-ых годов.
2. Промышленное (индустриальное) общество. Начинает формироваться в ходе промышленной революции (Англия, конец 18 века - начало 19 века), обеспечивает переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Индустриальное общество непосредственно определяется условиями технического развития.
Признаки индустриального общества:  
  • Определяющим фактором развития является машинная индустрия/промышленность.
  • Стремление к экономическому росту и максимальной адаптации к настоящему времени.
  • Высокие темпы роста, которые позволяют удовлетворять социальные потребности.
  • Основной метод принятия решений - эмпирические исследования.
  • Концентрация (урбанизация) и централизация (объединение предприятий).
  • Специализация (закрепление за человеком определенной функции).
  • Стандартизация.
  • Возникновение массовой культуры.
  • Максимизация.
  • Высокая рождаемость, низкая смертность. (!Россия! низкая рождаемость, высокая смертность).
3. Информационное (постиндустриальное) общество. Начинает складываться в 60-70 годы XX века в связи с бурным развитием новых экономических способов, выдвинувших на первый план новые гибкие, наукоемкие технологии, взамен тяжелой промышленности.
Признаки информационного общества:
  • Определяющим фактором развития является информация, теоретические знания, образование.
  • Это общество ориентировано на будущее.
  • Большая часть рабочей силы занята в сфере услуг, так как с/х и промышленных продуктов в таком обществе производится больше, чем оно может потребить.
  • Основной метод принятия решений - моделирование и аналитические методы.
  • Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне "человек-человек" ,а не "человек-машина", как в индустриальном обществе, или "человек - природа", как в традиционном.
  • Ведущей технологией является умственная технология, а не ручной труд и не механизированная технология, как на предыдущих этапах.
  • Так как высокий уровень развития уже достигнут, экономическая мотивация исчерпала себя, и экономическая модель развития уступает место более гуманной - социальной.
  • Низкая смертность ,низкая рождаемость. (Общество "зрелых").
Постиндустриальные страны - США, Япония.

Комментариев нет:

Отправить комментарий