Общество и природа.
Общество формируется в определенной природной среде, особенности которой определяют специфику общества (особенности бытовой культуры, преобладающие виды занятий, мировоззрение и т.д.).
Природа - это весь окружающий человека материальный мир, который выступает естественным условием существования человека и общества.
Природа - это, прежде всего, биосфера, то есть мир жизни, в который входят растения(флора), животные(фауна) и сам человек, как уникальное живое существо.
Но человек - этот единственное животное, которое практически не может жить в дикой природе, поэтому люди воздействуют на природу с целью оптимизации условий жизни и создают "вторую природу" или искусственную культурную среду. Этот новый не природный слой, возникший в биосфере, называется ноосферой, которая насыщена результатами деятельности человека (артефактами), и существует не по биологическим, а по социальным законам.
Воздействие на человека на природу имеет двойственные последствия. С одной стороны, оно улучшает условия жизни, а с другой, может нарушить баланс, существующий в природе.
Экология - наука, которая изучает взаимодействие общества и природы.
Значение природы для человека и общества.
- Природа - рождающее начало всего живого, в том числе и человека.
- Природы - источник всех потребительских благ.
- Природа является средой релаксации и источником творческого вдохновения человека.
Социальный институт.
Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, обеспечивающих общественное воспроизводство и регулирующих различные сферы человеческой деятельности.
Основополагающей причиной возникновения социального института являются социальные потребности. Социальные потребности, в отличии от индивидуальных потребностей, характеризуются массовостью проявления и устойчивостью во времени и пространстве.
Социальные
потребности
|
Социальные
институты
|
Воспроизводство
|
Семья, брак
|
Средства существования
|
Институт экономики (рынок, торговля)
|
Безопасность и упорядоченность
|
Институт государства
|
Передача опыта
|
Институт образования
|
Понимание смысла жизни
|
Институт религии
|
Функции социального института:
- Удовлетворение конкретных социальных потребностей.
- Закрепление и воспроизводство общественных отношений.
- Регулятивная функция.
- Интегративная (объединяющая) функция отвечает за слаженность, согласованность человеческих взаимодействий.
- Функция трансляции (передачи) социального опыта.
- Коммуникативная функция отвечает за распространение информации как внутри социального института, так и между ними. (СМИ)
Прогресс общества.
Прогресс - это такое направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, от неорганизованного к организованному и т.д.
Противоположное по отношению к прогрессу понятие - регресс - это такое направление развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, от сложного к простому, процессы деградации, понижение уровня организации и утрата способности к выполнению тех или иных функций.
Регресс всегда имеет пространственные и временные ограничения., человество в целом никогда не регрессировало, хотя его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться.
Представление об истории человека как о прогрессивном процессе возникло в Древности, но окончательно сформировалось только трудах французских просветителей (например, Хана-Антуана Кондоре). Среди ученых не было единого мнения по поводу того, что именно считать критериями прогресса.
Например, просветители считали таким критерием развитие разума, К. Маркс - уровень материального производства, Г. Гегель - правовое устройство, социалисты-утописты - нравственность.
Единый критерий прогресса назвать трудно, так как это многолинейный процесс, который идет по многим направлениям человеческой деятельности и разнонаправленные явления.
С точи зрения современного обществознания критерие прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, для максимального развития его потенциальных способностей.
Формы прогресса (пути развития общества):
- Постепенный, эволюционный, реформенный путь.
Реформа - постепенное изменение какой-либо одной сферы общественной жизни, не меняющее существующий социальный строй (власть остается в руках прежнего правящего класса). Реформы проводятся "сверху" и бывают:
социальными (связаны с людьми), политическими (изменение в политико-правовой сфере), экономическими (изменение хозяйственного механизма). - Скачкообразный, революционный путь.
Революция - полное или комплексное изменение большинства или всех сторон общественной жизни, меняющее существующий социальный строй. Революции протекают снизу и бывают кратковременными (февральская, октябрьская, французская революции) и долговременными (промышленная, неолитическая революции).
Типы общества.
Различают три типа общества:
1. Традиционное (доиндустриальное) общество. Уклады этого типа общества характеризуются высокой структурной устойчивостью и основаны на традиционном способе социокультурной регуляции.
Признаки традиционного общества:
- определяющим фактором развития (за счёт чего общество живет) является сельское хозяйство.
- Низкие темпы развития, которые позволяют удовлетворять только бытовые потребности.
- Невосприимчивость к нововведениям.
- Полное поглощение личности коллективом.
- Основной способ принятия решений - метод проб и ошибок.
- Неразделенность собственности и власти, отсутствие гарантий частной собственности.
- Регулирование традициями.
Переход от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией, которая осуществляется путем комплексных реформ, растянутых во времени.
То есть модернизация - это изменения, которые делают общество соответсвующим современным требованиям.
Модернизация бывает двух видов:
2. Промышленное (индустриальное) общество. Начинает формироваться в ходе промышленной революции (Англия, конец 18 века - начало 19 века), обеспечивает переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Индустриальное общество непосредственно определяется условиями технического развития.То есть модернизация - это изменения, которые делают общество соответсвующим современным требованиям.
Модернизация бывает двух видов:
- Органическая модернизация(начинается с культуры, с изменения общественного сознания). Является результатом собственного развития общества.
- Неорганическая модернизация (начинается не с культуры, а с экономики и политики и представляет собой способ "догоняющего развития", к которому прибегает правительство с целью преодолеть историческую отсталость и избежать зависимости от более развитых государств).Например, сталинская индустриализация 30-ых годов.
Признаки индустриального общества:
- Определяющим фактором развития является машинная индустрия/промышленность.
- Стремление к экономическому росту и максимальной адаптации к настоящему времени.
- Высокие темпы роста, которые позволяют удовлетворять социальные потребности.
- Основной метод принятия решений - эмпирические исследования.
- Концентрация (урбанизация) и централизация (объединение предприятий).
- Специализация (закрепление за человеком определенной функции).
- Стандартизация.
- Возникновение массовой культуры.
- Максимизация.
- Высокая рождаемость, низкая смертность. (!Россия! низкая рождаемость, высокая смертность).
3. Информационное (постиндустриальное) общество. Начинает складываться в 60-70 годы XX века в связи с бурным развитием новых экономических способов, выдвинувших на первый план новые гибкие, наукоемкие технологии, взамен тяжелой промышленности.
Признаки информационного общества:
- Определяющим фактором развития является информация, теоретические знания, образование.
- Это общество ориентировано на будущее.
- Большая часть рабочей силы занята в сфере услуг, так как с/х и промышленных продуктов в таком обществе производится больше, чем оно может потребить.
- Основной метод принятия решений - моделирование и аналитические методы.
- Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне "человек-человек" ,а не "человек-машина", как в индустриальном обществе, или "человек - природа", как в традиционном.
- Ведущей технологией является умственная технология, а не ручной труд и не механизированная технология, как на предыдущих этапах.
- Так как высокий уровень развития уже достигнут, экономическая мотивация исчерпала себя, и экономическая модель развития уступает место более гуманной - социальной.
- Низкая смертность ,низкая рождаемость. (Общество "зрелых").
Постиндустриальные страны - США, Япония.
Комментариев нет:
Отправить комментарий