среда, 29 апреля 2015 г.

Роль религии в жизни общества

Религия:
  • Форма духовной культуры, основанная на вере в сверхъестественное;
  • Наряду с другими компонентами культуры представляется способом познания мира;
  • По отношению к культуре выступает одной из основ духовного производства;
  • Как часть культуры находит свое отражение в общественной деятельности людей.
Возникновение религий:
  • Социальные причины обусловлены бессилием человека перед силами природы Когда человек стал осознавать наличие господствующих над ним причинно-следственных связей в природе и в общественной жизни. Будучи не в состоянии понять и правильно объяснить их действия, он стал наделять эти причинно-следственные связи сверхъестественными свойствами, чтобы хотя бы иллюзорно обрести способность повлиять в нужном ему направлении на эти стихийные общественные и природные силы
  • Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, то есть вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания.
  • Психологические причины обусловлены зависимостью религиозных верований от эмоционального состояния людей их настроений, переживаний и т. п. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе в религии. 
Ранние формы религий:
  • Фетишизм - культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.
  • Магия - вера в существование сверхъестественных средств воздействия на природу, совокупность колдовских действий, с помощью которых человек пытался воздействовать на предметы и явления.
  • Тотемизм - одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных или растений.
  • Анимизм - вера в одушевлённость всей природы, вера в существование души и духов.
Национально-государственные формы религий:
  • Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.
  • Индуизм, джайнизм, парсизм, сикхизм  - индийские религии, которые  часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.
  • Синтоизм - традиционная религия в Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев.
  • Конфуцианство, даосизм - философско-религиозные или этико-религиозные учения в Китае.
Мировые религии:
  • Буддизм - религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в Древней Индии.
  • Христианство - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
  • Ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху.
Новые нетрадиционные религии:
  • Неоориенталистские культы (т.е. культы, дающие новые ориентиры): "Общество Сознания Кришны", "Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного света" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др.
    Такие культы предлагают мистический путь освобождения - пробуждение в человеке божественного начала. Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации, слиться с природой. Процесс медитации включает произнесение мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. На первый план здесь выступают следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет гуру (учителя).
  • Неохристианские ("Церковь Унификации", "Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др.)
    Для этого типа культов характерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий, наделение руководителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение, высшие нравственные предписания.
  • Саентологические ("Церковь сайентологии", "космические религии", например "Общество Аэтариус", проповедующие связь Земли и высших космических сил, "космического разума")
  • Неооккультные (Новая магия, спиритизм, например, учение Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев)
    Здесь большой авторитет получают новые магические учения и институты, соединяющие воззрения и практики восточных и западных, древних и современных традиций, а также спонтанное творчество новых колдунов и гадателей.
Функции религии:
  • Регулятивная функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.
  • Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
  • Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.
  • Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.
  • Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целеполагание и смыслополагание.
  • Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграфия - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются несогласующиеся друг с другом тенденции, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
  • Культуротранслирующая функция. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие - отталкивала.
  • Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование - максиму, в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.
  • Синтезирующая функция
Структура религии:
Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:
  • Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.
  • Религиозный культ - совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы - храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.
  • Религиозные организации представляют собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верования и обряды. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как например в христианстве, исламе, буддизме.
Религия и мораль:

Комментариев нет:

Отправить комментарий