понедельник, 27 апреля 2015 г.

Образование в системе духовного производства

Образование:
  • Целостная система знаний о мире, основанная на данных современной науки, воспитательных традициях и навыках.
  • Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства.
  • Система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное  обучение, необходимое в повседневной и профессиональной жизни.
Цели образования:
  • Воспитание достойных членов общества;
  • Подготовка высококлассных специалистов для различного рода производства;
  • Формирование мировоззрения.
Функции образования:
  • Профессиональная функция: воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров; участие образовательных учреждений в повышении производительности  труда и создании новых технологий.
  • Социальная функция: развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме
  • Экономическая функция: образование готовит работников различной направленности и уровня квалификации в соответствии с потребностями народного хозяйства.
  • Культуротранслирующая функция заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).
  • Идеологическая функция: формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества;
  • Мировоззренческая функция
Элементы системы образования:
  • Дошкольное образование
  • Общее образование: начальное, основное, среднее (полное)
  • Среднее профессиональное образование
  • Высшее профессиональное образование
  • Послевузовское образование
Выделяют следующие модели образования:
  • Государственная ведомственная модель
    .
     
  • Традиционная модель (Ж. Мажо, Д. Равич) - модель систематического классического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого.
  • Рационалистическая (П. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую организацию обучения, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу, это практикоориентированное, например, технологическое образование).
  • Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс) транслирует гуманистическую парадигму образования, учитывает индивидуальные психологические особенности личности, предполагает персональный характер обучения. Отвергает взгляд на школу как образовательный конвейер.
  • Неинституциональная (П. Гудман, Л. Бернар) ориентирована на организацию образования вне образовательных институтов с помощью Интернета, дистанционного обучения.
Содержание образования составляют:
  • Система знаний о природе, обществе и себе.
  • Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.
  • Опыт творческой, поисковой деятельности.
  • Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека.
    Это нормы отношения к миру, себе, другим людям, включающие в себя не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, гуманистические отношения, проявляющееся в поведении.
Принципы формирования содержания образования:
  • Научность.
  • Последовательность.
  • Систематичность.
  • Историзм.
  • Соответствие возрастным возможностям.
  • Связь с жизнью, актуальность.
Образовательные учреждения:
  • Дошкольные
  • Общеобразовательные
  • Учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального  образования
  • Учреждения дополнительного образования взрослых
  • Специальные (коррекционные учреждения)
  • Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Учреждения дополнительного образования детей
  • Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс

Изменения в системе российского образования:
  • Гуманизация - ее принцип состоит в большем внимании общества к личности, ее психологии, интересам; сосредоточении усилий на нравственном воспитании человека; изменении отношений между учащимся и преподавателями, переходе от объект-субъектных отношений к субъект-субъектным;

    Гуманитаризация - этот принцип заключается в усилении внимания-общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
  • Плюрализм в образовании проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т.д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.
  • Компьютеризация и информатизация образования: использование вычислительной техники и связанных с ней информационных технологий в процессе обучения как средств управления познавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащемуся необходимой текстовой и наглядной информации, дополняющей содержание образования.
  • Интернационализация образования реализуется в создании единой системы образования для разных стран, т.е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведении более активного обмена учащимися.
  • Светскость образования предполагает недопущение преподавания и пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий