Предконфликтная ситуация - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.
Социальный конфликт - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми , социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из:
Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации - противоречия, возникающего между субъектами по поводу объекта.
Основными признаками конфликта являются:
Основные причины конфликта:
Социальный конфликт - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми , социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из:
- Объекта - конкретной причины столкновения субъектов;
- Двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;
- Инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.
Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации - противоречия, возникающего между субъектами по поводу объекта.
Основными признаками конфликта являются:
- Наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;
- Наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
- Взаимодействие конфликтующих сторон;
- Результаты конфликтного взаимодействия;
- Использование давления и даже силы.
Виды противоречий:
- Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении интересов участников малых социальных групп.
- Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами.
- Антагонистические (непримиримо враждебные) противоречия — лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его.
- Неантагонистические противоречия - имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок.
- Основные противоречия - определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами.
- Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта.
- Объективные противоречия - обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины.
- Субъективные противоречия - обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях.
Основные причины конфликта:
- Распределение ресурсов;
- Взаимозависимость людей и организаций;
- Различия в целях и задачах;
- Различия в представлениях и ценностях;
- Коммуникативные различия (различия в способах и методах взаимного общения).
Функции социальных конфликтов:
1) Позитивные:
- Информирование о наличии социальной напряженности;
- Стимулирование социальных изменений;
- Снятие социальной напряженности.
2) Негативные:
- Создание стрессовых ситуаций;
- Дезорганизация социальной жизни;
- Разрушение социальной системы.
Виды конфликтов
1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:
- Внутриличностные - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей и могут вызвать аффекты;
- Межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
- Межгрупповые - происходят между социальными группами, которые своими практическими действиями препятствуют друг другу;
2. По направленности конфликтного взаимодействия:
- Горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;
- Вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;
- Смешанные - в которых представлены и те и другие.
3. По источнику возникновения:
- Объективно обусловленные - вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
- Субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний;
4. По своим функциям:
- Созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
- Разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;
5. По длительности протекания:
- Кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
- Затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;
6. По своему внутреннему содержанию:
- Рациональные - охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
- Эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;
- Мирные;
- Вооруженные.
Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:
- Своевременное определение причин конфликта;
- Определение деловой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:
- Взаимное желание сторон преодолеть противоречия;
- Совместный поиск путей к преодолению конфликта.
Существуют различные методы разрешения конфликта:
- Избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;
- Переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;
- Использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там, где без его участия это было бы невозможно;
- Откладывание - это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;
- Арбитраж - метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.
- Применение силы, власти, закона - одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:
- Конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными субъектами конфликта возникших противоречий;
- Эскалация (нарастание) конфликта;
- Спад конфликта;
- Исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;
- Постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ранее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений относительно завершившегося конфликта.
Разрешение конфликта может быть:
Комментариев нет:
Отправить комментарий