четверг, 5 марта 2015 г.

Социальный конфликт

Предконфликтная ситуация - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.
Социальный конфликт - это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми , социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

В упрошенном виде структура социального конфликта состоит из:


  • Объекта - конкретной причины столкновения субъектов;
  • Двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;
  • Инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновение конфликтной ситуации - противоречия, возникающего между субъектами по поводу объекта.

Основными признаками конфликта являются:


  • Наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;
  • Наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
  • Взаимодействие конфликтующих сторон;
  • Результаты конфликтного взаимодействия;
  • Использование давления и даже силы.

Виды противоречий:

  • Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении интересов участников малых социальных групп.
  • Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами.
  • Антагонистические (непримиримо враждебные) противоречия — лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его.
  • Неантагонистические противоречия - имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок.
  • Основные противоречия - определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами.
  • Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта.
  • Объективные противоречия - обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины.
  • Субъективные противоречия - обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях.

Основные причины конфликта:

  • Распределение ресурсов;
  • Взаимозависимость людей и организаций;
  • Различия в целях и задачах;
  • Различия в представлениях и ценностях;
  • Коммуникативные различия (различия в способах и методах взаимного общения).

Функции социальных конфликтов:

1) Позитивные:
  • Информирование о наличии социальной напряженности;
  • Стимулирование социальных изменений;
  • Снятие социальной напряженности.
2) Негативные:
  • Создание стрессовых ситуаций;
  • Дезорганизация социальной жизни;
  • Разрушение социальной системы.

Виды конфликтов

1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:
  • Внутриличностные - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей и могут вызвать аффекты;
  • Межличностные - разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;
  • Межгрупповые - происходят между социальными группами, которые своими практическими действиями препятствуют друг другу;
2. По направленности конфликтного взаимодействия:
  • Горизонтальные - между людьми, не находящимися в подчинении между собой;
  • Вертикальные - между людьми, находящимися в подчинении между собой;
  • Смешанные - в которых представлены и те и другие. 
3. По источнику возникновения:
  • Объективно обусловленные - вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;
  • Субъективно обусловленные - связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний;
4. По своим функциям:
  • Созидательные (интегративные) - способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства;
  • Разрушительные (дезинтегративные) - дестабилизирующие социальные системы;
5. По длительности протекания:
  • Кратковременные - вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;
  • Затяжные - связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;
6. По своему внутреннему содержанию:
  • Рациональные - охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;
  • Эмоциональные - в которых участники действуют на основе личной неприязни;
7. По способу разрешения:
  • Мирные;
  • Вооруженные.
Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.
Для успешного разрешения конфликта необходимы следующие условия:
  • Своевременное определение причин конфликта;
  • Определение деловой зоны конфликта — причин, противоречий, интересов, целей конфликтующих сторон:
  • Взаимное желание сторон преодолеть противоречия;
  • Совместный поиск путей к преодолению конфликта.
Существуют различные методы разрешения конфликта:
  • Избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физически или психологически, но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;
  • Переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;
  • Использование посредников - примирительная процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо, поможет быстро урегулировать конфликт там, где без его участия это было бы невозможно;
  • Откладывание - это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;
  • Арбитраж - метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.
  • Применение силы, власти, закона - одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:
  • Конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными субъектами конфликта возникших противоречий;
  • Эскалация (нарастание) конфликта;
  • Спад конфликта;
  • Исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;
  • Постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ранее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений относительно завершившегося конфликта.
Разрешение конфликта может быть:
  • Полным - конфликт завершается полностью;
  • Частичным - конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.
Источники: источник1, источник2, источник3, источник4, источник5


Комментариев нет:

Отправить комментарий