понедельник, 29 февраля 2016 г.

Право в системе социальных норм

Социальный порядок устанавливается в результате действия двух групп факторов:
1. Стихийные регуляторы
(демографические процессы, эпидемии, ожидание инфляции)
2. Факторы, связанные с сознанием и волей людей.
Эти группы формируют соответственно естественные нормы, конструируемые самой природой, и социальные нормы, возникающие в процессе культурного развития.
Социальные нормы – общие правила поведения, регулирующие общественные отношения. В них входят обычаи, моральные и правовые нормы
(юридическая норма = правовая норма).

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

  • Правилами повеления людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;
  • Правилами поведения общего характера (в отличие от индивидуальных правил);
  • Не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.


Правовые нормы – формально определенные общеобязательные правила поведения, установленные государством и обеспеченные его принудительной силой.
Норма права состоит из:

  • Гипотеза – часть нормы, указывающая на конкретные обстоятельства, при наличии которых начинает действовать норма.
  • Диспозиция – часть нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
  • Санкция – часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия наступающие вследствие нарушения диспозиции.
Классификации норм права:
1) По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
2) По отраслям права: нормы конституционного, гражданского, жилищного, семейного, налогового, трудового, административного, уголовного права, экологического права и т. д.
3) По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований, диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное .
4) По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие.
Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества).
Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги).
Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).
5) По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные.
Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные - на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
6) По времени действия: постоянные и временные.
Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные - в пределах определённого промежутка времени.
7) По сфере действия: общие и местные.
Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.
Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий.
Признаки юридического факта:

  • Конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне и реально существующее определенный период времени;
  • Обстоятельство, предусмотренное нормой права, которая предопределяет его юридические свойства;
  • Факт, содержащий информацию об определенном состоянии вида общественных отношений (наличие собственности, правонарушения и т. д.);
  • Наличие данных обстоятельств, вызывающее определенные правовые последствия.



Право и норма права соотносятся как целое и часть.
Право – это сложное явление, которое имеет несколько значений:

  1. Социально-правовые притязания людей (естественное право).
  2. Официально признанные возможности, которыми располагают человек или организация – субъекты права (субъективное право).
  3. Система юридических норм (объективное право).
  4. Правовая система (правовая семья) – комплекс всех правовых явлений данного общества.

Если же говорить о праве в системе социальных норм, то право – это система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, устанавливаемых и охраняемых государством.
Признаки права: 
1. Нормативность (формирование типичного поведения).
2. Формальная определенность (официальное закрепление).
3. Проявление воли и сознания людей.
4. Обеспеченность возможностью государственного принуждения.
5. Общеобязательность.
6. Систематичность (все нормы связаны и не противоречат друг другу).

Право и обычай

Обычай – это правило, которое возникло в результате постоянного повторения какого-либо образца поведения и вошло в привычку людей.
В отличие от права (и от морали), обычай не согласованное с предписанными требованиями поведение, а воспроизведение самого поведения. Он также не требует особых механизмов обеспечения и не нуждается в принуждении.
Правовые нормы могут поддерживать обычаи, могут вытеснять их и могут быть безразличны к ним.

Мораль и право

Мораль – система норм и принципов, регулирующих поведение людей с точки зрения добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного, и т.д. 
Переход к новой морали осуществляется медленнее, чем к новым правовым нормам, поэтому между ними может возникнуть противоречие.

Но в целом мораль не должна нарушать требования закона, а право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков.

Система права, отрасли права

Право регулирует взаимосвязанные и в то же время разнообразные общественные отношения, которые представляют собой сложную систему.
Этим определяется систематичный характер самого права, которое складывается объективно, отражая реально существующие общественные отношения.
Система права – это внутренняя структура права, 
элементами которой являются:
1) Юридическая норма
2) Правовой институт состоит их нескольких правовых норм, которые регулируют определенные виды отношений. 
(Например, институт собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт гражданства или избирательное право в конституционном праве).
3) Отрасль права  это совокупность правовых институтов, которые регулируют определенную группу специфических общественных отношений.
К основным отраслям относятся:
  • Конституционное право, предметом регулирования которого являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и форма государственного устройства, избирательное право.
  • Гражданское право регулирует имущественные и личные имущественные отношения в обществе.
  • Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
  • Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права и свободы человека, частную и государственную собственность.
  • Трудовое право регламентирует трудовые отношения работников и работодателей.
  • Семейное право регулирует личные и имущественные отношения в семье.
  • Финансовое право регулирует банки, налоги, государственный бюджет.

Источники права

Источники права – способ выражения правовых норм, придающий им официальность и общеобязательность, по сути, он и есть сила, создающая право.
В современных обществах такой силой является государство, поэтому под источником права также часто понимают форму выражения государственной воли.
Существуют 4 основных источника права:
  • Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей, вошедшее в привычку в результате многократного применения и приводящее к правовым последствиям, но официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.По сути, правовой обычай – это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому неюридическому обычаю.Этот источник имеет субсидиальное значение, то есть дополняющее.
  • Нормативный договор – согласие между субъектами права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, содержащее правовые нормы.
  • Судебный прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел равные по статусу и все нижестоящие суды.Судебный прецедент устанавливается судьёй в том случае, если он обнаруживает, что ни одна из существующих юридических норм не подходит к данному делу.В РФ не применяется.
  • Нормативно-правовой акт – это акт, содержащий правовые нормы и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.Предусматривает собой одностороннее выражение государственной воли в официальном письменном документе, который содержит общие правила поведения.В РФ является доминирующим.

Виды нормативно правовых актов:
По юридической силе:
1) Законы 
2) Подзаконные акты
Закон – это юридический акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или непосредственно народом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Виды законов (в иерархическом порядке):
  1. Конституция – основной закон государства, который имеет высшую юридическую силу, то есть является источником всех действующих законов государства.
  2. Федеральные конституционные законы – законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным конституцией и органически связанным с ней.(Например, внесение в нее поправок и изменений).
  3. Федеральные законы (в том числе кодексы) – это акты текущего законодательства, распространяющие своё действие на всю территорию РФ и посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
  4. Законы субъектов РФ – принимаются их представительными органами в пределах их компетентности и распространяются только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных актов (в иерархическом порядке):
  1. Указы и распоряжения президента РФ
  2. Постановления и распоряжения правительства РФ
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, комитетов
  4. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственной власти и управления.
  5. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
  6. Локальные нормативные акты – это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, организации, учреждения, регулирующие их внутреннюю жизнь.

Источники:

Комментариев нет:

Отправить комментарий