Деятельность - эта форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование. Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.
Отличительные особенности деятельности человека от поведения животных:
Животные
|
Человек
|
Осуществляет инстинктивно – биологическую
активность
|
Деятельность людей познавательной потребностью,
потребностью в общении
|
Руководствуются наглядными впечатлениями,
действуют в рамках наглядной ситуации
|
Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей,
устанавливает причинные зависимости
|
Осуществляют, в основном, наследственно
закрепленные программы поведения (инстинкты)
|
Передача и закрепление опыта происходит через
социальные средства общения (язык и другие системы знаков)
|
Могут создавать вспомогательные свойства,
орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно
|
Изготавливают и сохраняют орудия труда,
передают их последующим поколениям
|
Приспосабливаются к внешней среде
|
Преобразуют мир в соответствии со своими
потребностями
|
Структура деятельности:
- Субъект (тот, кто выполняет деятельность)
- Объект (то, на что направлена деятельность)
- Мотив (побудитель к деятельности)
- Цель (осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность)
- Средства (то, с помощью чего выполняется деятельность: приемы, способы действий, деньги, орудия. приспособления, используемые для достижения цели)
- Методы (пути достижения цели)
- Действия (составляющие компоненты деятельности)
- Результат (соответствия мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности)
Мотивы
|
Сущность
|
Возможные примеры
|
Социальные установки
|
Общая ориентация на определенный социальный объект
|
Отношение к семье нации
|
Убеждения
|
Устойчивые взгляды на мир, стремление воплотить их в
жизнь
|
Живая природа – «продукт эволюции» или «все живое –
результат творения»
|
Интересы
|
Стремление воздействовать на общественные условия,
от которых зависит распределение благ
|
Иметь землю в частной собственности
|
Идеалы
|
Образ совершенного равенства
|
Общество всеобщего равенства
|
Действия
|
Сущность
|
Возможные примеры
|
Целерациональные
|
Ориентированность на рационально поставленную и
продуманную цель
|
Выполнение трудовых или учебных задач
|
Ценностнорациональные
|
Следование своим убеждениям и нравственным ценностям
|
Забота о престарелых
|
Аффективные
|
Обусловленность эмоциональным состоянием индивида
|
Ярость в бою
|
Традиционные
|
Основано на длительной привычке
|
Создание запасов продуктов
|
Виды деятельности:
1) По способам деятельности:
- практическая деятельность: направлена на преобразование реальных объектов природы и общества
материально- производственная -преобразование объектов природы;
социально-преобразовательная - преобразование общества. - духовная деятельность: связана с изменением сознания людей
познавательная - отражение действительности в художественной и научной формах;
ценностно-ориентировочная - определение отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения;
прогностическая - планирование или предвидение возможных изменений действительности.
2) По творческой деятельности:
- репродуктивная деятельность: направленная на получение известного результата труда;
- продуктивная деятельность: производство новых идей, способов достижения цели.
3) По характеру человеческой активности:
- созидательная деятельность: производство орудий труда, духовных ценностей;
- разрушительная деятельность: негативное воздействие на природу и общество.
4) По способу формирования человека как личности:
- игра - вид деятельности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек, как субъект деятельности. В игровой ситуации имитируется действительность. Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.
- учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности. Мотивом учения выступают чувство долга, ответственности и духовные ценности.
- труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего духовные и материальные потребности людей. Характерно изготовление и многократное использование орудий труда, общественный характер, направленность на создание конкретного продукта на преобразование внешнего мира
- общение - специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Понятие общение и коммуникации не равны.
Виды общения:
1) В зависимости от контингента участников:
- межличностное
- межличностно-групповое
- межгрупповое
- непосредственное
- опосредованное
- кратковременное
- длительное
- законченное
- незаконченное
источник: Оббществознание.про
Комментариев нет:
Отправить комментарий